Материалы

Возможные механизмы мотивации участников оборота пищевой продукции в ее качестве и безопасности

Авторы:

В.И. Козубская, С.В. Синицына, Т.В. Мажаева

Аннотация:

Вопросы совершенствования санитарных требований, предъявляемых к бизнесу, остаются актуальными для предпринимателей. В статье дана оценка эффективности существующих механизмов стимулирования предпринимательского сообщества на изготовление и обращение пищевой продукции, отвечающей современным требованиям качества и безопасности. В России находят преимущественное использование правовые механизмы, реализуемые в рамках проведения надзорных мероприятий, при сохранении административной модели контроля за соответствием отдельных пунктов санитарного законодательства. С одной стороны, предприниматели мотивированы к законопослушанию, а с другой – имеет место недостаточное понимание сути этих требований, т. е. отсутствие системной оценки опасностей и рисков для здоровья населения при производстве и реализации пищевой продукции. Недостаточность мер по совершенствованию форм защиты прав потребителей не позволяет в полной мере стимулировать участников рынка пищевой продукции в повышении ее качества и безопасности. Существующие стандартизированные системы менеджмента качества и безопасности пищевых продуктов, а также новая негосударственная форма – санитарно-эпидемиологические аудиты − малоэффективны вследствие нежелания предприятий финансировать системный подход к управлению и стремления получить прибыль от реализации дешевой продукции, которая пользуется спросом у населения из-за низкой покупательной способности. Обязательное страхование участников оборота пищевой продукции может быть охарактеризовано как одна из перспективных систем управления риском для здоровья, выгодных не только потребителям, имеющим возможность приобретать качественную продукцию без ее удорожания, но и предприятиям. С целью комплексного управления рисками для здоровья потребителей и рисками имущественного вреда, по мнению авторов, может быть использовано одновременно несколько механизмов стимулирования предпринимательского сообщества в обеспечении качества и безопасности пищевой продукции.

Ключевые слова:

безопасность пищевой продукции; надзор за пищевой продукцией; санитарноэпидемиологический аудит; предприятия общественного питания; торговля; производители пищевой продукции

Ссылка для цитирования:

Козубская В.И., Синицына С.В., Мажаева Т.В.. Возможные механизмы мотивации участников оборота пищевой продукции в ее качестве и безопасности // Индустрия питания|Food Industry. 2019. Т. 4. № 1. С. 63–71. DOI 110.29141/2500- 1922-2019-4-1-7

Скачать полный текст статьи