Материалы

Актуальные проблемы подготовки и востребованности товароведов на рынке труда

Авторы:

М.А. Николаева, О.В. Евдокимова, Т.Н. Иванова

Аннотация:

Цель данной статьи – раскрытие актуальных проблем подготовки товароведов, обоснование их востребованности на рынке труда и определение путей решения указанных проблем. Проанализированы данные за 3- и 5-летний период о приеме, выпуске и трудоустройстве выпускников – бакалавров по направлению «Товароведение» в трех вузах: Российском экономическом университете им. Г.В. Плеханова (РЭУ, г. Москва), Уральском государственном экономическом университете (УрГЭУ–СИНХ. г. Екатеринбург), Орловском государственном университете им. И.С. Тургенева (ОГУ, г. Орёл). Выявлена тенденция снижения набора студентов по направлению «Товароведение», установлены причины сокращения данного показателя. Определены актуальные проблемы современного этапа развития направления подготовки «Товароведение»: 1) низкая востребованность товароведов на рынке труда несмотря на увеличение в торговле удельной доли фальсифицированных, в том числе низкого качества, и контрафактных товаров; 2) несоответствие образовательного направления 38.03.07 «Товароведение», входящего в укрупненную группу экономических направлений, выполняемым товароведами технологическим функциям, а также функциям экспертной оценки при работе в экспертных организациях; 3) несоответствие названия образовательного направления высшего образования «Товароведение» названию научной специальности 05.18.15 «Технология и товароведение пищевых продуктов функционального и специализированного назначения и общественного питания»; 4) несоответствие названия образовательного направления высшего образования 38.03.07 «Товароведение» и названия специальности среднего профессионального образования 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров», что не отвечает требованиям ВО и СПО, а также нарушает принцип преемственности образования при переходе с низшего уровня образования на высший; 5) отсутствие научной специальности по товароведению непродовольственных товаров, что в ближайшее время может привести к дефициту преподавателей с ученой степенью по этой специальности; 6) снижение удельной доли аудиторных, в том числе лабораторных и практических занятий, недостаточность которых не может быть восполнена самостоятельным изучением студентами учебной и научной литературы; 7) недостаточность внедрения инновационных подходов к модернизации содержания учебной информации по дисциплинам товароведного цикла, а также сопутствующим дисциплинам и методике их преподавания; 8) отсутствие профессионального стандарта по специальности «Товаровед». Намечены и обоснованы пути решения перечисленных проблем.

Ключевые слова:

товароведение; образование; товаровед-менеджер; товаровед-эксперт; трудоустройство; рынок труда

Ссылка для цитирования:

Николаева М.А., Евдокимова О.В., Иванова Т.Н. Актуальные проблемы подготовки и востребованности
товароведов на рынке труда // Индустрия питания|Food Industry. 2020. Т. 5, № 1. С. 71–80. DOI: 10.29141/2500-1922-2020-5-1-9

Скачать полный текст статьи