Материалы

Оценка конкурентоспособности маркировки тонизирующих напитков

Авторы:

О.Ю. Тихонова, Т.В. Котова, Е.К. Котова

Аннотация.

Маркировка напитков безалкогольных тонизирующих (НБТ) – важный элемент в системе показателей качества. Не все предприятия-изготовители, к сожалению, приводят достоверную информацию, касающуюся возможных неблагоприятных последствий их употребления, или даже скрывают данные о некачественной продукции. Возникает необходимость качественного информационного сопровождения НБТ в виде правильно оформленной маркировки, что облегчает покупателю выбор при покупке. Цель проведенного исследования – оценить конкурентоспособность маркировки тонизирующих напитков, реализуемых на рынке г. Кемерово. Объектом исследования являлась маркировка образцов НБТ: Drive, Tornado Energy Ice, E-ON Citrus Punch, Adrenaline Rush, Gorilla, Flash up. Методы исследования – визуальный осмотр упаковки продукции, регистрационный метод, метод экспертных оценок (при определении коэффициентов весомости), расчетный метод. В первую очередь был сформирован алгоритм оценки. Детализация количества баллов обусловливалась наличием дополнительной информации о безопасности продукции. Маркировку по потребительским критериям оценивали в соответствии с разработанной ранее шкалой; маркировку по групповым потребительским критериям проводили с учетом коэффициентов весомости, определенных методом экспертных оценок посредством ранжирования результатов предыдущих исследований. Проведена оценка НБТ по четырем критериям в соответствии с заданной балльной шкалой. Наибольший показатель (19,5 балла) получила маркировка тонизирующего напитка Drive, наименьший – Flash up (16,8). По экономическому показателю неконкурентоспособными являются: Adrenaline Rush (1,048 балла), E-ON Citrus Punch (1,167 балла) и Flash up (1,670 балла). Определены интегральные показатели и уровень конкурентоспособности маркировки НБТ. В соответствии с полученными результатами Tornado Energy Ice и Adrenaline Rush присвоен 1-й класс конкурентоспособности, Drive – 2-й класс, E-ON Citrus Punch, Gorilla и Flash up – 4-й класс. По экономическому критерию эти образцы получили минимальные оценки, что характеризует их как неконкурентоспособные по данному параметру. Приведены рекомендации для производителей с целью повышения качества и конкурентоспособности тонизирующих напитков.

Ключевые слова:

маркировка; потребитель; критерий; экономический; известность товара; конкурентоспособность

Ссылка для цитирования:

Тихонова О.Ю., Котова Т.В., Котова Е.К. Оценка конкурентоспособности маркировки тонизирующих напитков // Индустрия питания|Food Industry. 2019. Т. 4, № 4. С. 64–76. DOI 10.29141/2500-1922-2019-4-4-8

Скачать полный текст статьи